Самооценка. Самореализация

%d1%86%d0%b5%d0%bb%d0%b8-smart-%d0%bc%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be-%d0%b4%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f-%d1%86%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b9Самооценка — эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности.

Самоотношение — это целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя.

Самооценка может меняться от ситуации к ситуации, в то время как самоотношение остается относительно постоянным и синтезирует много прошлых и настоящих самооценочных моментов.

Самооценка зависит от того, кем бы мы хотели стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов и неудач (У. Джемс). Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Еще К. Роджерс разделил общее отношение к себе на самооценку (отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств) и самоприятие (приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств). Механизм формирования этих сторон отношения к себе совершенно различен. Самооценка по какому-либо качеству основывается чаще всего на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самоприятие же является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессе онтогенеза, а также путем сознательных усилий.

С. Р. Пантелеев, проанализировав категории «самооценка» и «самоотношение» в рамках концепции А. Н. Леонтьева и его ученика В. В. Столина, сделал следующие выводы:

  1.  Самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта, «социальных ситуаций его развития» (Л. С. Выготский) и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности.  Каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию ведущих деятельностей и соответствующих им основных мотивов и ценностей, по отношению к которым индивид осмысливает собственное «Я», наделяет его личностным смыслом.
  2. Мотивы, побуждающие деятельность и вместе с тем придающие ей личностный смысл, называются смыслообразующими. Другие мотивы, сосуществующие с ними, которые играют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных, порой остроэмоциональных, аффективных) и лишены смыслоо-бразующей функции, условно называются мотивами-стимулами (А. Н. Леонтьев).
  3. Самооценка в первую очередь связана с эмоциями, сигнализирующими о том, способствуют ли те или иные особенности субъекта успешности или возможности успешной реализации деятельностей, побуждаемых мотивами-стимулами. Эмоционально-ценностное отношение к себе в своей основе определяется смыслообразующими мотивами. Таким образом, самоотношение как выражение смысла «Я» включает в себя две подсистемы: подсистему самооценок и подсистему эмоционально-ценностных отношений. Подсистема самооценок, за которой стоят мотивы-стимулы, более подвержена защитным психическим процессам.

Каждому человеку следует заглянуть в себя хотя бы потому, что именно там, внутри, находятся решения большинства текущих проблем. Только «покопавшись» в себе, человек может решительно выбросить находящийся там мусор точно так же, как это делается при капитальной уборке квартиры под Новый год. При этом нужные, полезные вещи располагает поближе, а то, что не для чужих глаз, прячет подальше.

Самооценка входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми приходится находиться в непосредственном контакте. Самооценка не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствовании, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Ведь человеческая жизнь — не блиц-турнир. Это скорее затяжная борьба с самим собой с предельной искренностью перед собой.

Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой -самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в раннем детстве и зависит как от врожденных факторов, так и от обстоятельств жизни. Наибольшее влияние на самооценку индивида оказывает отношение окружающих. Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми.

 Чтобы научиться преодолевать себя, необходимо:
— бросить смелый и трезвый взгляд внутрь себя;
— изучить свои характер, темперамент и ряд других психологических свойств,  особенно тех, которые важны для взаимодействия с другими людьми;
— постоянно копаться в себе, выискивать «психологический мусор», стараясь либо выбросить его (волевое преодоление), либо упрятать за фасад (формирование своего положительного имиджа).

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны:

кто я такой;

чего ждут от меня другие;

в чем совпадают и расходятся наши интересы.

Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они более уравновешенны, не столь агрессивны, более независимы.