Консультации для беременных

%d0%b1%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8cБеременность для любой женщины является периодом трансформации ее личностной, профессиональной, сексуальной, гендерной, телесной и других идентичностей. Вместе с тем, это период прилива психофизиологических сил, которые могут и должны быть направлены на рождение здорового ребенка и личностное психосексуальное взросление самой женщины — будущей матери. Беременность есть естественный, требующий повышенного внимания, не только биологический, но и социальный процесс, предполагающий духовное возвышение женщины в интересах ребенка и всего общества.

Отсюда произросла психологическая парадигма опереться на внутренний мир женщины, отыскать в ее биолого-психофизиологических резервах скрытые психологические конструкты, исходящие от ребенка, которого она вынашивает, и способствующие ее самоидентификации. Психологическая работа с беременными женщинами должна строиться на раскрытии эмоциональных, психических, характерологических, установочных черт образного механизма регуляции становления Я-матери, соотнесенного с образом чувственного переживания своего «Супер-Я», созревающего в чреве.

Психологическая помощь беременным женщинам может быть направлена на актуализацию и осознание ими радости материнства, собственной женственности, которые согласуются с более широкими представлениями о своей личности, нахождением способов ее проявления в контактах с внешней средой, а также свободным выбором и принятием ответственности за их реализацию. С психологической точки зрения работа в период беременности должна быть сфокусирована на следующих моментах:

  • ознакомление с физиологическими аспектами протекания беременности и связанными с ними изменениями в данный период;
  • предоставление будущей матери информации о возможных эмоциональных и поведенческих особенностях, характерных для женщин, в период вынашивания ребенка (см. табл. № 1 «Динамика поэтапного развития беременности»);

Таблица № 1. Динамика поэтапного развития беременности

Этапы психологического развития беременности Сроки беремен- ности (недели) Психические проявления Психосомати-
ческие явления
Соматические изменения
Установка на Беременность 0 — 4 Волнение, навязчивая мысль «Я — беременна» Рефлексия происходящего Усталость и сонливое состояние. Отсутствие аппетита; появление свойственных беременным «причуд» Зарождение новой жизни
Аффект осознания себя беременной 4 — 8 Страх, беспокойство, радость (одно или все явления сразу) Тошнота, чрезмерное слюноотде-
ление
Плотное прилегание белья к талии, изменение грудных желез
Симптом принятия решения 8 — 12 Неустойчивость настроения, сравнимая с предменструаль- ными явлениями Изжога, расстройство пищеварения Запоры, частое мочеиспус-
кание
Симптом нового Я 12 — 16 Ощущение внутреннего спокойствия. Периодические головные боли, усиление аппетита Проявление вен на животе и ногах, округление живота
Симптом эмоциональной лабильности Весь
период беремен- ности
Ощущение скуки, медлительности, возрастающего недовольства Эмоциональ-
ные колебания, коррелирующие с эмоциональным фоном менструального цикла, эмоциональная дезадаптивность
Симптом противоречи-
вого отношения к беременности
8 — 36 кульми- нация -16 Фрустрация при отсутствии ощущения — «Я беременна». Чувство разбитости, хаоса. Забывчивость. Стремление к самоорганизации. Усталость, спорадические головные боли. Возможны головокружения, обмороки. Более редкое мочеиспуска-
ние, увеличение груди с уменьшением болезненных ощущений, кровоточение десен.
Симптом принятия новой жизни в себе 16 — 20 Радость, эйфория. Фантазии, связанные с появлением ребенка. Рост или потеря аппетита. Первые ощутимые движения плода.
Симптом психологического симбиоза матери и плода При
первых ощутимых движениях плода
Симптом перинатальной дисморфофобии 16 — 42 кульми- нация
-20 — 25
Частые смены настроения. Учащенное сердцебиение. Изменение пигментации кожи на животе. Боли в спине.
Симптом завышенных притязаний по отношению к другим 20 — 25 Раздражитель-
ность, нервозность, плаксивость.
Усиленный аппетит, изжога. Усталость, головокружения. Отеки стоп, лица, рук. Варикозные вены голени.
Симптом ощущения депривации 25 — 36 Повышенная возбудимость. Спазмы мышц нижних конечностей. Судороги ног. Кровоточение десен. Боли в подбрюшье
Симптом сексуальной неполноценности периода беременности 20 — 36 Нетерпеливость и возбуждение. .Желание скорейшего родоразрешения. Более легкое (или трудное) достижение оргазма. Зуд живота. Выделения из влагалища. Запоры, спорадические спазмы Бракстона -Хикса. Образование молозива.
Симптом активизации потребности в независимости. Симптом «гнездования» 30 Желание создания безопасного места для себя и будущего ребенка.
Симптом нетерпения 32 — 42 Беспокойство о будущем. Ощущение надоевшей беременности. Усиление боязни материнства. Обедненное дыхание, бессонница. Неуклюжесть. Усиление активности плода. Частное мочеиспуска-
ние.
Симптом страха перед родами С 34 до родов Усиление страха перед родами. Желание скорейшего разрешения. Усталость или чрезмерная энергия. Полнокровие слизистой оболочки носа.
  • прояснение актуальных желаний и ожиданий в отношении своей жизни и жизни будущего ребенка (построение прогнозного сценария всеми членами семьи в предожидании ребенка — важный аспект психотерапевтической работы; плюс анализ отношения к будущему ребенку через работу с ожиданиями в отношении пола);
  • рассмотрение ситуаций, складывающихся при взаимодействии с близкими значимыми людьми (обязательна проработка диадических отношений «Я и моя мама» как материл для построения собственного жизненного сценария и «Я и отец будущего ребенка»);
  • помощь в осознании своих чувств и внутриличностных конфликтов (возвращение к состоянию Я-ребенок как источнику материнской интуиции; научение заботе о себе);
  • работа с фобиями (собираем «коллекцию материнских страшилок»);
  • телесно и личностно-направленное проигрывание ситуаций собственных родов и родов своего ребенка (психокоррекционная работа с ложными установками, диагностика психологического протекания беременности);
  • отрабатывание умения принимать решения (написание открытого письма акушеру-гинекологу с вербализацией ожиданий в отношении медикаментозного ведения родов, присутствия отца будущего ребенка, первых минут общения с малышом, грудного вскармливания и т. п.);
  • соотнесение своего материнского начала с представлениями и знаниями о себе, своей личности, принимаемыми социальными ролями, имиджем для последующей ассимиляции этих представлений в результаты предыдущего опыта (психокоррекционная работа по преобразованию статуса «женщина-дочь» в статус — «женщина-мать»);
  • нахождение творческих способов адаптации к состоянию беременности и принятие ответственности за их реализацию (психологическими составляющими творческого развития содержательной стороны Я являются саморефлексия, духовность, социальная зрелость потребностей).

Как показывает опыт, для успешного ведения беременности требуется не только медицинское обследование, но в равной мере — психологическое, с ведением психологической карты развития Я женщины в период беременности, которая будет передаваться в родильное отделение вместе с медицинской картой.

В результате исследований мы составим характерологический портрет полноценно функционирующей женщины, зрелой матери, включающий следующие необходимые и достаточные черты: открытость опыту (включающую в себя телесную, эмоциональную и интуитивную рефлексию, внутренний опыт переживаний), бытие «здесь и теперь» (умение оценить настоящий момент), ответственную свободу (чувство свободной воли и контроля над жизнью), саморефлексию;

Психологическая работа должна прицельно охватывать социум, семью, сому, биографию, наследуемые признаки, определяющие формирование требуемого, развивающего и созидающего Я будущей матери.

При проведении психокоррекционной работы, необходимо опираться на психолого-акмеологические резервы, способствующие продуктивному развитию Я беременной женщины (природные задатки и наработанные самой женщиной способности; потенции, присущие родовой основе, и опыт индивидуального развития конкретной женщины).

Сегодня оптимизация сохранения репродуктивного здоровья нации россиян должна сводиться к эколого-психологической поддержке каждой женщины, желающей стать матерью. Психотерапевтическая работа может проводиться с будущей матерью в двух следующих направлениях: трансперсональная направленность на рождение полноценного ребенка и личностно-ориентированная поддержка беременной женщины.

Необходима целостная психологическая технология, позволяющая адекватно отражать систему преобразования Я конкретной беременной женщины, через мониторинговый контроль (диагностика, оценка и прогнозирование) трансформации ее характерологических особенностей и социально-психологических установок, что, в свою очередь, обеспечивает рождение полноценного ребенка, а, следовательно, способствует сохранению здоровья нации.

Совет психолога.

Исследования показали, что роды протекают легче у женщин, прошедших специальную подготовку, хорошо представляющих как проходят роды, активно участвующих в процессе рождения собственного ребенка и осознающих, что в родах у малыша ощущения на порядок сильнее, чем у матери. Больше всего в жизни нас пугает неизвестность. К сожалению, в современном обществе люди слишком мало знают о природе родов.